В рамках финала фестиваля «Доверие» волонтёрских команд служб школьной медиации для руководителей образовательных организаций города и района состоялся практический семинар по теме: «Службы школьной медиации в образовательной организации». В работе семинара приняли участие директора и заместители директоров по воспитательной работе из образовательных организаций. Также в работе семинара приняла участие председатель Краснодарского регионального отделения Федерации психологов образования России и представители служб системы профилактики Лабинского района. В условиях реализации ряда рекомендательных документов федерального и регионального уровня, с целью создания условий для формирования безопасного образовательного пространства; снижения числа правонарушений и конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних и социальной реабилитации их участников на основе принципов понимающей и восстановительной медиации Управление образования Лабинского района заняло активную позицию по внедрению медиативного подхода в образовательные организации города и района. К участникам семинара обратился с докладом «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях Лабинского района» начальник управления образования – Александр Захарин. Александр Витальевич подробно остановился на позициях – почему необходимо создавать службы медиации и как работать в этом направлении, он подчеркнул, что интеграция метода "Школьной медиации" начинается с обучения взрослых основам медиации и умению разрешать споры с помощью этого метода.
В докладе был приведён рейтинг образовательных организаций по количеству обученных медиаторов в образовательных организациях города и района: в ЦПМС сопровождения г. Лабинска – 3 медиатора ; в СОШ №№ 2, 3, 6,9,11 г. Лабинска – по 2 медиатора ; также в Лабинском социально-техническом техникуме и Лабинском аграрном техникуме – по 2 медиатора. А в СОШ №№ 1, 4,5,7, 10, 13 , ООШ № № 14, 17,27,29 , СОШ №№ 15, 20,21, 22, 25,28,30,31, 32, 33 и Коррекционной школе-интернате ст. Вознесенской обучены по 1 медиатору . В образовательных организациях СОШ № 16 ст. Каладжинской, ООШ № 18 ст. Отважной, СОШ № 24 х. Соколихин, СОШ № 26 ст. Ерёминской на сегодняшний день нет специалистов , обученных принципам медиации. В общей сложности в районе прошли обучение 40 работников сферы образования.
В идеале, подчеркнул начальник управления образования: «Каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть несколько школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д., и именно они должны выступать посредниками при урегулировании "школьного конфликта", а также научить детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте. Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное – предупреждение конфликтов».
Школа – это срез общества и для неё характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жёсткими и чреваты травматическими последствиями для всех участников спора. В 2016 году в управление образования поступило и было рассмотрено в общей сложности 112 обращений граждан, в том числе и анонимных. От общего количества в рамках компетентности служб школьной медиации было рассмотрено 27 споров с добровольным участием конфликтующих сторон и положительные результаты достигнуты в 100 % случаях. В 2017 году с января по октябрь включительно, школьными службами медиации рассмотрен 31 конфликт с применением восстановительных технологий, из них достигнуты положительные результаты в 100 % случаях.
Итоги семинара подвела доцент кафедры управления образовательными системами Института развития образования Краснодарского края, председатель Краснодарского регионального отделения Федерации психологов образования России, кандидат психологических наук - Светлана Рыженко, выразив надежду на продуктивную работу медиаторов в сфере образования и успешную динамику в профилактической работе и разрешении конфликтов интересов между участниками образовательного процесса.
Н.С. Королёва, медиатор,
ведущий специалист Управления образования